19:40 Архитектор Алвар Аалто – мировоззрение в мебельном дизайне |
То, что именно Алвар Аалто, «отец скандинавского модернизма», сконструировал многие окружающие нас вещи – от табуретов, массово продающихся в ИКЕА, до одинаковых многоэтажек в спальных микрорайонах, в России знают не все. Между тем финский дизайн, благодаря близкому соседству двух наших стран, оказывает все большее влияние на эстетические вкусы российских потребителей. Современный скандинавский стиль отличают лаконичность, практичность и чистота линий, едва ли его получится упрекнуть в излишестве и безвкусии. Финский дизайн, как и национальное искусство, долго ожидали своего часа и, наконец, начали развитие со второй половины XIX века. Их дебют состоялся в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Финский выставочный павильон, построенный в архитектурном стиле национального романтизма, стал настоящей сенсацией. Затем Суоми покорила выставки в Стокгольме, Милане, Париже и Нью-Йорке своей новой концепцией «целесообразного» дизайна, автором которой стал Алвар Аалто. К 1950-му году репутация финского дизайна была уже окончательно сформирована. На начальном этапе, в 1920-е годы, проекты Аалто имели классическую направленность, но постепенно становились все более функциональными. Сегодня эстетический стиль дизайнера уже легко узнаваем по его основным чертам: простоте линий, плавности очертаний, любви к натуральным материалам, озерной прозрачности стекла и теплоте дерева. Эти формы словно навеяны северной природой. Появились понятия Аалто-дом, Аалто-стиль, Аалто-мебель, и, в конечном итоге, целое Аалто-мировоззрение. Финны совершенно справедливо полагают, что дизайн Алвара Аалто – это истинное выражение их маленькой и прекрасной страны. И все они стремятся к тому, чтобы иметь дома мебель или украшения Аалто, хотя это дорогое удовольствие. Но причины дороговизны ясны и оправданы. Аалто-мебель красива, функциональна, удобна и продумана. В 1935 году финский дизайнер открыл фирму «Аrtek», которая занялась серийным выпуском предметов интерьера и мебели. Именно в «Аrtek» сегодня можно купить знаменитый трехногий табурет № 60, трехмерную вазу или, например, гнутое кресло Paimio № 41. Аалто-мебель – это попытка распрямить острые углы и придать им обтекаемую форму волны. Финский дизайнер полагал, что в мире ничего не может исчезнуть бесследно и потому бесконечно повторяется. Во всех его творениях воссоздаются природные линии и естественные цвета. На многих креслах или стульях одинаково удобно и сидеть и лежать. Одно из правил Алвара Аалто: мебель должна существовать в гармонии с человеком и быть максимально функциональной. В ней удобно сидеть, и из нее легко вставать. Другое правило: вся продукция Аалто воплощает в себе идею «органического дизайна». Так, например, природные мотивы и функциональность сочетает в себе известный шедевр Аалто – кресло № 41. Аалто добивался знакомых очертаний живой природы, используя тонкие слои цельной древесины и предавая им изогнутую форму. Склеенные воедино слои отличаются прочностью и превосходят гнутые контуры деревянных каркасов, которые использовались в предыдущих поколениях мебельного дизайна. Позже, с подачи Аалто, финские дизайнеры изобрели многослойную фанеру, она позволяла делать мебель изогнутой формы в массовом производстве. Благодаря новым технологиям, столярные соединения, которые раньше требовали работы квалифицированных мастеров, стали больше не нужны. Ножки стульев и столов, по задумке Аалто, крепятся винтами, легко собираются и разбираются. Первая модель табурета Аалто была трехногой. Такие табуреты легко «надевались» друг на друга и занимали мало места при хранении. Алвар Аалто навсегда сохранил в истории финского мебельного дизайна знание о том, как живут люди и какие вещи лучше всего для них подойдут. Имя Аалто и по сей день является синонимом красоты и функциональности. А созданный им мир, который окружает всех нас, даже в России, узнается с первого взгляда. |
|
Всего комментариев: 0 | |